Климовский Покровский монастырь: история и возрождение

Во второй половине 18 века, после вторичного падения Ветки (старообрядческого центра) и возвышения Стародубья в Климову слободу  из Ветки была перевезена Покровская  церковь. Это было сделано по предложению Климовского бурмистра Алексея Васильевича Хрущева. На собрании войтов всех стародубских слобод было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ (ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно выделить с каждого рациона (в каждом рационе десять домов) по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь. Главным распорядителем по перевозке и по устроению церкви был  бурмистр Хрущев. Перевозка стоила столько, что на израсходованные суммы  можно было устроить две церкви гораздо лучшие, чем Покровская. Но старообрядцы не могли расстаться со своей святыней.

Монахи, приехавшие вместе с церковью из Ветки, просили климовских слобожан  определить для церкви спокойное место.

25 апреля 1765 года было освящено место для церкви в сто квадратных саженей. В двух верстах от Митьковки и в четырех от Климовой слободы, в густом лесу поставлена была церковь, освященная 12 декабря 1765 г. При освящении присутствовали: Михайло Калмык, Петр Черный, Григорий и Иоаким Ветковские, Алексей Митьковский, Никифор Воронковский, Семен Климовский, диакон Павел, масса слобожан, зарубежные старообрядцы. Возведенная Покровская церковь имела громкое имя и  в образовавшийся впоследствии монастырь со всей Российской империи стекались и мужчины и женщины как в древний Иерусалим.

В Климову слободу бежало множество монахов также  из Ветки. Местом жительства для них стала территория возведенной церкви. Из сооруженных в течение нескольких дней келий впоследствии сложился монастырь.

Михаил Калмык оградил монастырь деревянной дощатой оградой, а на сквозном проходе через монастырь сделал двое ворот, с берега от реки несколько калиток. Посредине монастыря была поставлена новая деревянная часовня. Эту часовню в 1787 году Михайло Калмык освятил во имя Казанской Пресвятой Богородицы.

Климова слобода стала столицей старообрядчества. Ее влияние распространялось на старообрядцев Дона, Урала, Москвы, Поволжья, Сибири и многих других мест России, где господствовал старообрядческий поповщинский раскол.

До того, как Покровский монастырь получил официальный статус, слобожане не имели легального права на устройство таких монастырей. Организатором  многих  старообрядческих учреждений был в то время  климовский житель и волостной бурмистр Алексей Васильевич Хрущов. Он пользовался  большим почетом и уважением у жителей Климовой слободы. Благодаря Алексею Хрущову и  Михаилу Калмыку Климова слобода стала всероссийским старообрядческим центром.

Последним на Ветке и первым (после второй выгонки) игуменом Климовского Покровского монастыря был Тарасий, по его настоянию  был устроен и Климовский Казанский женский монастырь в 4 верстах от мужского монастыря. По предположению М.Лилеева (историка) Тарасий даже не имел священного сана.

Михаил Калмык (в миру Матфей Васильев) родился в Астраханской губернии, где поначалу жил с семьей. Сначала был священником Астраханской епархии, Николаевской церкви Преображенского монастыря  при реке Чурке. После смерти жены, поступил в Астраханский Преображенский монастырь послушником. Впоследствии жил в Польше, затем в Ветке. В Покровской церкви был иеромонахом. Это был умный, огромной силы воли человек, сумевший подчинить себе старообрядцев  и заслужить их глубочайшее уважение. При Михаиле Калмыке Климовский Покровский монастырь сделался «столицей староверства» по словам летописца Беляева. При нем Покровский монастырь в короткое время несказанно обогатился. Обильным потоком лилась старообрядческая милостыня в Климовский Покровский монастырь, а вместе с нею стало распространяться и влияние новой «столицы староверства» на старообрядцев Дона, Поволжья, Москвы, Сибири,Северного поморья и многих других местностей России.

Официально Климовский Покровский монастырь получил свой статус 22 апреля 1768 года. Губернская канцелярия выдала соответствующий ордер.

Историки 19 века писали о монастырях Климова: «Покровский, основанный  на Митковских грунтах, в нем было 103 монаха и служек. Девичий (имеется  в  виду Казанский) с 177д. монахинь и белиц». «Около Климовой в 1781 году находились следующие раскольничьи монастыри: 1)при небольшой роще девичий Казанский, в нем часовня деревянная одна и прочее строение коего начисляется келий до ста и 2)монастырь мужской Покровский, в нем церковь деревянная одна, а друга теплая часовня келий для монахов сего монастыря до 50-ти».

По свидетельству Т. Верховского с 1766 по 1789 год, т.е. за 23 года в монастыре  появилось до 700 человек, всего через Покровский монастырь прошло до шести тысяч душ. Из сочинений М.Лилеева известно, что в Климовский Покровский монастырь в 70-х годах 18 века переселился из Белева старец Пафнотий.

При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел к Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Во времена Михаила Калмыка монастырь пользовался у старообрядцев глубоким уважением, а настоятель Калмык  сохранял свое влияние до самой смерти в 1795 году. К Калмыку с уважением обращались и иногородние  поповщинские  общества, посылая в его монастырь щедрую милостыню. Многие монастыри (в особенности Климовский Казанский) были в полной от Михаила Калмыка  зависимости и даже испытывали перед ним панический страх  (по свидетельству Т.Верховского). Покровский монастырь сохранял свое влияние и после смерти Калмыка, постоянно расширяя свои владения. К концу 18 века монастырь владел 600 десятинами земли.

С 1789 по 1791 год в Климовом посаде был священником Андрей Иоаннов Журавлев. При нем многие жители посада и монастырей Казанского и Покровского приняли единоверие. Кроме того, число расположенных к единоверию увеличил сотрудник отца Андрея -Яков Беляев, перешедший из Никодимова монастыря в Климовский Покровский монастырь. Обладая даром слова и старообрядческой начитанностью, он многих просветил в Покровском монастыре и в посаде Климов.

Рассказ о Климовском Покровском монастыре был бы неполным, если бы мы не вспомнили об одной истории, происходившей в 1772 году. Сейчас трудно сказать, миф ли эта история, или, правда. Долгое время во многих авторитетных источниках , в статьях краеведов появлялись рассказы о том, как в 1772 году в Климовском Покровском монастыре  более чем за год до Крестьянского восстания в течение 15 недель был вынужден скрываться Емельян Пугачев. Сначала он жил в Климовой  слободе, а потом перебрался в монастырь, близко сошелся со старообрядцами. После пребывания в монастыре ушел в Ветку, недалеко от Гомеля. Эта территория входила тогда в состав Польши. И вот здесь у Пугачева появилась возможность вновь вернуться в Россию. Для этого нужно было явиться на пограничный форпост и объявить себя раскольником, выходцем из Польши, чтобы получить паспорт и поселиться в указанном месте. Итак, жил ли Пугачев в Покровском монастыре или нет, но история  сохранила некоторые факты  возможности такого события.

3 января  1848 году Покровский старообрядческий монастырь, чтимый не только окрестными жителями, но и старообрядцами из отдаленных губерний, был обращен в единоверческий и еще очень долго сохранял свое влияние. По высочайшей воле он был возведен в число штатных обителей 1 –го класса. Для обращения Покровского монастыря в единоверческий очень много сделал протоиерей Тимофей Верховский во время своего пребывания в Черниговских посадах с 1844 по 1848 год неоднократно посещал Климовский Покровский монастырь. Он был командирован для освящения церквей и образования приходов для жителей Черниговских посадов, желающих перейти в единоверие. Во время своего пребывания в Черниговских посадах, через постоянное  общение и многократные собеседования с настоятелем  знаменитого монастыря Рафаилом, Т. Верховский успел их подготовить к обращению монастыря в единоверческий.

  Верховский Тимофей Александрович - сын сельского священника, родился в 1799 г.; учился в Cолигаличском духовном училище; в 1822 г. рукоположен во священника, в Троицкий единоверческий девичий монастырь Черниговской губернии. С 1827 года становится протоиереем Николаевской единоверческой церкви в Петербурге. В 1845 году он был командирован в Черниговскую губернию, с целью водворения и распространения единоверия в местности Стародубье. В целый ряд командировок ему удалось преобразовать многие старообрядческие церкви и один монастырь в единоверческие; для этих церквей он сам набрал пастырей и в приезд императора Николая в Черниговскую губернию служил в его присутствии в единоверческой церкви обедню по древнему чину. Он написал: "Искание глаголемыми старообрядцами в XVIII веке законного архиерейства" (СПб., 1868); "Стародубье" (Казань, 1874); "Записки о его жизни, составленные им самим" (СПб., 1877). М. М.

(из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

В 1874 году были напечатаны записки Т. Верховского «Стародубье», где было очень подробно описано посещение  протоиереем посада Климов и Покровского монастыря. К приезду Т. Верховского в монастыре собралось множество старообрядцев изо всех посадов, до 100 человек. Встреча началась  в четверг 20 сентября  1845 года. Когда протоиерей вошел в церковь, она была полна слобожан, которые благочинно стояли. Гостя они встретили низкими поклонами. Т.Верховский обратился к прихожанам с речью о принятии единоверия. Три дня в Покровском монастыре продолжалось составление и обсуждение прошения на Высочайшее имя, которое подписали  представители старообрядческих посадов. Климовские прихожане Троицкой и Покровской церкви обратились к протоиерею с просьбой в воскресенье 23 сентября совершить в Троицкой церкви всенощное бдение и литургию, так как этого хотели все жители посада. Из Покровского монастыря в посад Климов Т. Верховского сопровождал Петр Петрович Давыдов. В его доме протоиерей и остановился. после совершенного  богослужения Петр Давыдов угощал прихожан в своем доме. На следующий день 24 сентября Т.Верховский покинул посад.

   Только через два с лишним года 3 января 1848 года состоялось торжественное обращение Покровского монастыря в единоверческий. Акт был подписан в присутствии гражданского губернатора, членов ратуши Климовского посада. Акт писал секретарь Климовской посадской ратуши Иван Демьянов. Вот что было написано в документе: «1848 года января 3 дня, Черниговский гражданский губернатор, действительный статский советник Гессе, прибыв в Покровский старообрядческий монастырь, вместе с командированным со стороны св. правительствующего Синода архимандритом Иосифом, и собрав иночествующую братию и проживающих бельцов, с настоятелем их игуменом Рафаилом в главной во имя Покрова Богородицы церкви, объявил Высочайшее Его Императорского Величества повеление и исполнил оное водворением в Покровский монастырь архимандрита Иосифа и открытием в то же время правильного богослужения в церквях монастырских, при бытности всех вышеписанных лиц и в присутствии  командированных со стороны духовной, С-Петербургско-единоверческой  церкви  протоиерея Тимофея Верховского, священников: Новозыбковского Александра Арсеньева и других, прибывших из близлежащих слобод, при членах посадских ратуш-Климовской и Митьковской и нижеподписавшихся лиц».

4 января с особой торжественностью было совершено  богослужение, на котором присутствовали жители посада Климов в присутствии гражданского губернатора и прочих чиновников. Все монастырское имущество было сдано бывшим игуменом о. Рафаилом вновь определенному на его место единоверческому архимандриту. Были переданы также три тысячи рублей серебром. Бывший игумен о. Рафаил оставил в дар два личных акта на землю в 20 десятин.

В «Адресе - календаре духовного ведомства Черниговской епархии на 1879 год» Климовский Покровский монастырь указан уже как единоверческий. Настоятелем  тогда был Архимандрит Пафнутий, окончивший курс Костромской духовной семинарии. Казначеем был иеромонах Варлаам, а духовником иеромонах Герасим.

В 1897 году  на территории монастыря проживало 200 жителей. В хозяйстве было 3 церкви, сушилка для яблок, хлебохранилище, трапезная, кухня и погреба.

В начале ХХ века, по сведениям из «Полного списка православных монастырей Российской империи» за 1908 год (Москва, изд.А.Д.Ступина,1908) монастырь владел 262 десятинами земли и получал из казны 2475 рублей. В монастыре жил игумен, 10 монахов, 1 послушник. В 1915году настоятелем Климовского Покровского единоверческого монастыря  был игумен Нектарий (он же  благочинный единоверческих монастырей). Об этом можно прочитать в «Календаре Черниговской губернии на 1916 год» (Чернигов,1915).

После революции 1917 года у монастыря были отобраны все его владения.  В 1922 году произведена конфискация. По сохранившимся воспоминаниям местных жителей государству отошли 24 пуда серебра,3-4 пуда золота, в том числе золотая чаша весом в 8 фунтов.

С 1919 года на территории монастыря располагалась детская колония, а впоследствии стала функционировать Климовская школа-интернат.

И вот в начале ХХ1 века Климовский Покровский монастырь получает второе рождение. На территории монастыря началось восстановление разрушенных строений. Уже смонтированы купола над теплой Никольской церковью, которая расположена рядом с Покровским храмом. Свой посильный вклад в возрождение Покровского монастыря вносят и многие жители  Климовского района.

В храме Святителя Николая Чудотворца ведутся церковные службы. Правда, это происходит пока только по выходным дням и праздникам. Игумен монастыря отец Константин уже известен многим климовчанам и на его службы приходит и приезжает большое количество прихожан. Отец Константин довольно молод, но от беседы с ним становится легче на душе и старому и молодому. Игумену в монастыре помогают 7 послушников. Когда заходишь в Николаевскую  церковь, поражает то, что никто не торгует свечами, как это происходит во многих православных храмах. Свечи лежат на столе, и любой приходящий в храм, может  сам взять свечи любого размера, положить деньги сколько может. Если у человека в этот момент нет денег, он берет свечи без них.

Когда у служителя спрашиваешь, сколько денег нужно положить за  панихиду, например, он говорит, сколько хотите. Живут игумен и послушники очень скромно, все средства уходят на ремонт  Покровского храма. Храм довольно прилично сохранился.

Многие люди, побывавшие в этих местах, признаются, что когда они подходят к его стенам, видят эти старинные чуть разъеденные временем камни, их душу охватывает волнение. Недалеко от монастыря находится святой источник. Зимой и летом, омыв лицо или испив воды из него, люди испытывают облегчение и успокоение.

Климовскому Покровскому монастырю уже более 240 лет и сегодня он получает свое второе рождение. Хочется надеяться, что он простоит еще сотни лет.

.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. АЛФАВИТНЫЙ список церквей Черниговской епархии // Труды Черниговской Губернской Архивной Комиссии; вып. 7.- Чернигов, 1908.- С. 25-30.
  2. АЛЯБЬЕВ, В. А. Письмо к иеромонаху Покровского единоверческого монастыря // Черниговские епархиальные ведомости.- 1878.- № 11.- С. 181-183.
  3. АНДРЕЕВ, В. В. Раскол и его значение в народной русской истории: ист.  очерк.- СПб.: Типография М. Хана, 1870.- 411 с.
  4. АПОСТОЛОВА, Т. Уголок на Брянщине // Авангард.- 2004.- 9 дек. Климовский район.
  5. АПОСТОЛОВА, Т. Откуда такие названия? // Авангард.- 1993.- 14 апр.  Климово и населенные пункты района.
  6. БАГАЛЕЙ, Д. Генеральная опись Малороссии // Киевская старина.-1883.-нояб.-  С. 1-31.
  7. БАГАЛЕЙ, Д. И. Новый историк Малороссии: рецензия на книгу  А. Лазаревского «Описание старой Малороссии».- Санктпетербург: Типография Императорской Академии Наук, 1891.- 148 с.
  8. БАРСОВ, Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории Стародубских скитов // Чтения  в обществе истории и др. Российских.- М., 1884.- Кн. 2 (апр.-июнь).- С. 1-11.
  9. БЕЛОЛИКОВ, В. З. Инок Никодим Стародубский: (его жизнь и литературная деятельность).- Киев: Типография Акц. о-ва «Петр Барский в Киеве», 1915.- 470 с.
  10. ВАРЗЕР, В. Г. Материалы для оценки земельных угодий.- Новозыбковский уезд Чернигов, 1881.
  11. ВЕРХОВСКИЙ,  Т.   А.   Искание  старообрядцами  в  XVIII  веке   законного архиерейства.- СПб.: Печатня В. Головина, 1868.- 72 с.
  12. ВЕРХОВСКИЙ,   Т.   А.   Стародубье.   Записки   протоиерея   С.-Петербургской единоверческой церкви; ч. 1-3.- Казань: Унив. Тип., 1874.
  13. ГОРОДА России в 1910 году.- СПб: Типолитография Ныркина, 1914.
  14. ГОРОДА Российской империи в алфавитном порядке // Известия по делам земского и городского хозяйства.- 1911.- № 4.- С. 11-16 (беспл. прил.).
  15. ГОРОДА Российской империи по губерниям, градоначальствам и областям, их доходы и расходы за 1907-1910 гг. и задолженности // Известия по делам земского и городского хозяйства.- 1911.- № 6.- С. 83-85 (беспл. прил.).
  16. ДОБРОГАЕВ, М. Первые времена раскола в Стародубье: ист. очерк // Прибавл. к Епарх. Изв.- Чернигов, 1884.
  17. ДОБРОГАЕВ, М. Посад Митьковка // Прибавление к Черниговским       епархиальным известиям.- 1909.- № 24.- С. 896-905.
  18. ЖУРАВЛЕВ, А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках, так  называемых старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих преданий...; ч. 1-4.- М.: Тип. Ф. К. Иогансона, 1890.- 345 с.
  19. ИВАНОВСКИЙ, Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого  раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических; ч. 1.История раскола.- Казань: Типография Имп. Ун-та, 1886.- 240 с.
  20. ЛАЗАРЕВСКИЙ, А. Описание старой Малороссии: материалы для истории заселения, земледелия и управления, т.1. Полк
  21. Стародубский, вып. 1-2.- Киев: Тип. К. Н. Милевского, 1889.- 470 с.
  22. ЛИВАНОВ, Ф. В. Раскольники и острожники: Очерки и рассказы, т. 1.- СПб.: Типография М. Хана, 1869.- 542 с.
  23. ЛИЛЕЕВ, М. И. Из истории поповщинского раскола.- Киев: Тип. Акц. О-ва   «Петр Барский в Киеве», 1915.- 112 с.
  24. ЛИЛЕЕВ, М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. XVII-XVIII вв.; вып. 1.- Киев.: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895.- 596 с.
  25. ЛИЛЕЕВ, М. И. Из начальной истории раскола в Стародубье.- Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1889.- 42 с.
  26. ЛИЛЕЕВ, М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье. ХУ11-ХУ111 вв.- Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1893.- 278 с.
  27. ЛИЛЕЕВ, М. И. Очерк миссионерских мер по обращению в православие стародубских и черниговских раскольников до времен Екатерины II.- Чернигов: Тип. Губ. Правл., 1895.- 72 с.
  28. МАКАРИЙ.     История     русского     раскола,     известного     под     именем  старообрядства.- СПб.: Типография Королева и Ко, 1855.- 367 с.
  29. МЕЛЬНИКОВ, П. И. Исторические очерки поповщины; ч. 1.- М.: Унив. тип., 1864.- 282 с.
  30. МИТЬКОВКА // Городские поселения в Российской империи; т. 5, ч. 1.- С.-Петербург: Типография К. Вульфа, 1865.- С. 380.
  31. МИТЬКОВКА // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Черниговская губерния / сост. подполковник  Ген. штаба Домонтович М.- С-Пб, 1865.- С. 648-649.
  32. МУРАВЬЕВ, А. Н. Раскол, обличаемый своей историей.- СПб.: Б. и., 1854. - 428 с.
  33. ПИСЬМО в черниговские слободы беглого раскольничьего попа Григория, 1863 г. // Чернигов. Епарх. Изв.- 1868.- № 6.- С. 220-223.
  34. ПОКЛОНСКИЙ, Д. Р. Стародубская старина. Х1-Х1Х вв., кн. 1.- Клинцы: Изд-во Клинцов. гор. тип., 1998.- 242 с.
  35. ПОЛЕТАЕВА, Т. Возвращаясь к истокам… // Авангард.- 2004.- 6 мар.  Сельские народные училища Климовского района в конце Х1Х в.-начале ХХ в.
  36. ПОЛЕТАЕВА, Т. Из достоверных источников // Авангард.- 2006.- 14 нояб.    Историк Д. И. Багалей о Климовском крае.
  37. ПОЛЕТАЕВА, Т. История переписей в районе // Авангард.- 2002.- 11 апр.
  38. ПОЛЕТАЕВА, Т. Климово в Новгородсеверском наместничестве // Авангард.- 2005.- 29 сент.
  39. ПОЛЕТАЕВА, Т. Митьковка // Авангард.- 2006.- 13 июня.
  40. ПОЛЕТАЕВА, Т. На основании документов… // Авангард.- 2004.- 4 мар.    У истоков организации процесса образования в Климовском районе.
  41. ПОСАД  Митьковка / М. Доброгаев.- Чернигов: Типография Губернского Правления, 1909.- 10 с.
  42. РАСКОЛ в северной Малороссии в ХУ11-ХУ111 вв. // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям.- 1898.- № 1.- С. 12-17.
  43. РАСКОЛЬНИЧЬИ слободы в Черниговщине в первой половине ХУ111 в. // Киевская старина.- 1886.- № 10.- С. 398-400.
  44. САХАРОВ, Ф. Литература истории и обличения русского раскола: сист. Указ. книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодических изданиях; вып. 1.- Тамбов: Тип. Губ. Правл., 1887.- 188 с.
  45. СБОРНИК  правительственных сведений о раскольниках / сост. В. Кельсиев; вып. 2. - Лондон: Paternoster Row., 1861.- 298 с.
  46. СКВОРЦОВ,  Дм.     Историко-статистическое    обозрение    современного старообрядческого раскола в Черниговской епархии. - Чернигов: Тип. Губ. Правл., 1901. - 47 с.
  47. СЛАВИН, Н . Из современной жизни Стародубского раскола.- Чернигов: Тип. Губ. Правд., 1894.-7 с.
  48. ТВЕРДОХЛЕБОВ, А. Раскол в северной Малороссии в ХУ11-ХУ111 вв. // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям.- 1898.- № 1.- С. 12-17.

 

Полетаева Т.М.  Директор Климовской межпоселенческой центральной библиотеки. Http://www.klimovo-rmuk.3dn.ru/

телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2011 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStar