Библиотека прихода

Приходская библиотека

   С открытием храма глубокой осенью 1942 года и возобновлением Богослужений в январе 1943 года, в приходе была собрана небольшая библиотека из богослужебных и духовно-назидательных книг, в основном старопечатного издания.  

Эти книги в годы гонений на Русскую Православную Церковь были бережно сохранены в своих домах прихожанами храма. Священник Прокопий Кекуев с 1944 года начал собирать приходскую библиотеку, которая впоследствии была приумножена священником Даниилом Ларченко. А при священниках Анатолии Климчуке и Александре Гулидове собрание книг уже пополнилось современными церковными изданиями.

Просматривая старинные книги, обращаешь внимание на надписи, выполненные карандашом или синими чернилами. Они в основном свидетельствуют об их принадлежности к разным приходам и церковным служителям нынешнего Климовского района. По некоторым надписям можно определить, у кого хранились книги и что эти книги передавались в Сачковичский храм в разные годы, благодаря чему мы имеем возможность определить, кто пользовался книгами, служил и трудился на ниве Христовой в нашем районе в те трудные для Русской Православной Церкви годы. В настоящее время в библиотеке храма сохранилось лишь 20 книг дореволюционного издания.

Среди хранящихся в библиотеке книг особый интерес для изучения представляет уставная книга Номоканон с Чиновником, изданная старообрядцами Белокриницкого согласия в 1877 году. Книга была перепечатана с Московского издания 1623 года. Обложка этой книги деревянная, в кожаном тонком коричневого цвета переплете, с фигурными металлическими застежками. Узорчатый орнамент на обложке выполнен обычным тиснением. Обращает на себя внимание и надпись на чистом листе (вкладыше) между обложкой и листом А, выполненная обычным карандашом: « Сия  книга является собственностью Сачковской Покровской церкви найдена в гражданина с. Сачкович Дубыни И С 1945г. Апреля 3 го священ – Прокопий Кекуев ».Следует обратить внимание на то, что особенностью данной книги Номоканон, как и всех других книг, изданных старообрядцами именно Белокриницкого согласия, являются последние две заключительные главы.

Первая заключительная глава (приводим её в сокращённом виде):
   «. . . Начата же бысть пачатати сия богодухновенная книга потребник в царствующем граде Москве в лето 7131 го. месяца октобрия, в первый день, на Покровъ       Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы. и на память святаго апостола Анании. и преподобнаго отца нашего Романа, певца кандакареви. Совершена же бысть сия Бого духновенная книга  ПОТРЕБНИК, в лето седьмь тысящь  133 го. месяца декамрия, в 19 день. На память святаго мученика ВНИФАНТИЯ. во второе надесять лето , благочестивыя державы царства его. государя царя и великокнязя Михаила Феодоровича всея Руссии Самодержца. И в шестое лето патриаршества отца его и Бого мольца Кир Филарета Патриарха Московскаго и всея Руссии.»

Вторая заключительная глава книги:

«Во славу Святыя Единосущныя Животворящия, и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа: Напечатана Бысть, Сия Святая и Бого духновенная Книга, Глаголемая Номоканонъ, с Чиновником, по Благословению Его Высоко пре Освященства, Господина Афанасия Митрополита Белокрыницкаго. При Державном Князе Карле I м, въ Молдовлахийском Княжестве. Въ Типографии свято Никольскаго Мануиловскаго монастыря. Тщанием Архимандрита Исаии. В Лето от Создания Мира 7385, индикта 5 го ».

Среди старопечатных книг хранится и богослужебная книга клиросного служения Часовник, оформленная по внешнему виду почти как и книга Номоканон, только меньшего размера, и напечатанная единоверцами в первой половине ХIХ века. В конце книги также имеются сведения, повествующие о времени, обстоятельстве и месте издания: «напечатася сия богодухновенная книга часовник, вторым тиснением в царствующем великом граде Москве, в Типографии при Церкви Единоверцев в лето от сотворения мира 7339, от Рождества же по плоти Бога Слова 1831, индикта 11, месяца июля, с книги напечатанной в том же Царствующем великом граде Москве, при Святейшем Патриархе Иоасафе, в лето 7143,, месяца октября 11 день.». На полях книги сохранились надписи, с разъяснением богослужебного устава, cделанные видимо псаломщиком и выполненные обычным карандашом. Углы страниц листов затерты и местами обветшали. Это свидетельствует о том, что в середине ХХ века книга использовалась в храме при совершении Богослужений.

А на богослужебной книге Минея Март, на внутренней стороне обложки, синими чернилами жирным шрифтом сделана надпись:
« Рождество –Богородичной церкви села Стараго Ропска диакон Николай Васильев Чудновский1906 года ноября 12 дня + ». Немного ниже сделана и другая надпись карандашом: « Сия книга куплена Семеном Дубиной за 22 рубля 1948 году 5/Х ». В этой книге именно на первом листе, в отличие от ранее упомянутых книг, повествуется  о времени, обстоятельстве и месте издания:
« Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия, и Неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа:  Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Нашея ИМПЕРИАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСИЕВНЫ всея России : при Наследнике ЕЯ, Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе  ПАВЛЕ ПЕТРОВИЧЕ: Благословением же Святейшего Правительствующаго СИНОДА, напечатася книга сия Миниа , месяцъ Мартъ, в царствующем великом граде Москве , въ лето от сотворения мира 7274, от рождества же по плоти Бога Слова 1766 ,   Индикта 14, месяца Ианнуариа ». В книге 226 листов и содержится обычное приложение Минеи с отдельной нумерацией на полях. Сохранились в книге и надписи, поясняющие для певчих и исполнение текста, сделанные карандашом:  « петь, читать ».

В библиотеке среди прочих книг имеются и духовно-назидательные книги. Среди них следует выделить Поучения или Беседы, которые состоят из четырех отдельных частей, напечатанных в разные годы в Москве и переплетенных там же в типографии в одну довольно объемную книгу не ранее 1794 года. Оформлена она по внешнему виду так же как и другие старопечатные книги, и в начале каждого раздела на титульном его листе повествуется о времени и месте его печатания. Книга содержит следующие разделы: Поучения или Десять бесед Святителя Иоанна Архиепископа Константинопольского Златоустого, напечатанные в 1773 году; Поучения  Святителя Григория Богослова, напечатанные, судя по надписям, сделанными чернилами темного цвета на полях, до 1846 года, так как первый лист этого раздела в настоящее время не сохранился; Толкования на соборные послания Святых Апостолов, напечатанные в 1794 году; и Поучения Святителя Амвросия Епископа Медиоланского, напечатанные в 1773 году. Открыв книгу, сразу обращаешь внимание, что с первого листа по восьмой, синими чернилами от руки, сделана надпись на каждом листе по одному слову: « Сия книга принадлежит церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сачковичи Климовского района Брянской обл. при священнику Ларченко о Даниила. » . На обороте 78 листа, то есть последнего листа Поучения или Десять бесед Святителя Иоанна Златоустого, типографией печатными буквами обычным тиснением напечатано: «Переведены с еллиногреческого языка Статским советником Стефаном Писаревым, в 1772 году». Упоминанием автора перевода текста на славянский язык заканчивается каждый раздел книги. А на обороте 15-го заключительного листа, повествующего о житии Святителя Григория Богослова, имеется важная для нашего прихода надпись, сделанная синими чернилами: « с 8 го июня 1952г. мое пребывание. Свящ. Ларченко».

Напрестольное Евангелие за его ветхостью, ныне не используемое при Богослужениях, обтянуто бархатом вишнёвого цвета и имеет накладки сделанные из металла. Изображения Воскресение Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов написаны масляными красками. На внутренней стороне обложки, от руки синими чернилами, сделана надпись: «Сия книга находилася с. Лак. Буда св. Успенской церкви за упокой душ Даниила, Мавры 27/VI – 1976. Приняла Захаревская». Текст Евангелия сопровождается литографическими иллюстрациями: от Матфея – 15 иллюстраций, от Марка – 17  иллюстраций, от Луки - 30 иллюстраций и от Иоанна – 20 иллюстраций. В приложении имеется одна иллюстрация. Каждая глава и зачало книги, а также пояснения при чтении выделены красным цветом, а весь текст Евангелия и иллюстрации отпечатаны черным цветом. Книга напечатана в Киево-Печерской Лавре 6 марта 1848 года.

В приходской библиотеке сохранились и периодические церковные издания Московской Патриархии 1940-1960 годов. Служба на Рождество Христово 1947 год, Церковная служба на Святое Богоявление 1948 год, Церковная служба на Сретение Господне 1950 год. Журнал Московской Патриархии - 11 книг за разные годы: 1949 г.; 1951 г.; 1954 г.; 1955 г.; 1957 г.; 1958 г.; 1960 г.; 1961 г.; 1962 г., Служебник 1957 г. – одна книга, напечатанная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

Нынешнее напрестольное Евангелие, (числящееся в библиотечном фонде храма) используемое при Богослужениях, в металлическом окладе золоченое размером 360 х 240 на вызолоченных застежках. Крышки книги покрыты эмалью с преобладанием голубого и синего цветов. Изготовлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2002 году, на Художественно-производственном предприятии «Софрино», что в одноименном поселке Софрино Московской области. Святое Евангелие приобретено со склада Брянской Епархии в 2008 году. В книге использован церковно-славянский текст с Санкт-Петербургского Синодального издания 1900 года. На титульном листе золотым тиснением в цвете изображены четыре евангелиста. В оформлении текста использовано семь цветов.

В библиотеку храма, по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта, в 2009 голу приобретен 21 том Православной Энциклопедии, а в настоящее время уже 25 томов. В приходской библиотеке храма более 350 книг.

Наличие старинных книг у жителей села, изданных старообрядцами Австрийского согласия и единоверцами, объясняется тем, что священники прихода довольно часто присоединяли к православию через таинство миропомазания климовских старообрядцев, в основном молодых людей. Об этом сообщается в «Черниговских Епархиальных известиях» и в журнале «Вера и жизнь» за разные годы. К примеру, в «Черниговских Епархиальных известиях» за 1898 год  упоминается, что  «Присоединены к православию: священником села Сачкович, Новозыбковского уезда Иоанном Доброгаевым, из беглопоповской раскольнической секты, климовская мещанка Анна Павловна Зыкова, 4 января»; А в журнале «Вера и жизнь» за 1912 год: «Присоединены к православию: 22 января 1912 года священником Покровской церкви села Сачкович, Новозыбковского уезда Петром Булгаковым присоединен к православию через таинство миропомазания, старообрядец, крещенный в Австрийской секте, мещанин посада Климова, Павел Иванович Сергеев 21года.». Присоединенные через Таинство Миропомазания к православию, на наш взгляд, становились прихожанами именно Сачковичского прихода.

 

Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ  на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте на электронный  адрес: ilya.vakaryuk@yandex.ru

телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2011 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStar