Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка является одним из старейших действующих храмов Новозыбковского благочиния. История самого села Яловка уходит вглубь веков. Существуют следующие сведения о Яловке второй половины XVIII века:
«В селе Яловка на 1764 год дворов пахотных 52, беспахотных - 20, а всего 72, хат 72, семей 72: у них было коней рабочих 74, волов 5, пахотного поля 24 чвертки (одна чвертка - около 4,5 десятины), на которой засевали 72 четверти (одна четверть - около 10 пудов) жита, на каждой чвертке растет до 30 коп, кроме того они имели верхолазного грунту (т.е. пастбища) 4 вотчины (от 18 до 24 десятин). Платят: за пахотное поле годового окладу 20 руб., записных 1 руб. 50 коп., за верхолазный грунт 5 руб. 63 коп. Всего денежного окладу платят 33 руб. 76,5 коп. да ранцевого в год 4 руб. 70 коп.

Кроме того они платят натуральную дань: 2 пуда пеньки, 1 бочку смолы, 1 човен, 15 ободьев, 20 полоз санных,20 дуг, 20 клещей хомутовых, 20 обротей пеньковых, 20 вожжей, 20 веревок 50-саженных, 20 рогов, 20 лубов, 100 саженей невода».

Эта справка, присланная в конце шестидесятых годов прошлого века в Яловку из Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника со ссылкой на архивы Киево-Печерской лавры, дает представление об экономическом положении села во второй половине XVIII века. Есть необходимость процитировать и местных священников, через два года после указанной даты обратившихся в Киево-Печерскую лавру с прошением  оказать помощь в связи с намерением возвести храм, поскольку прежний был уничтожен пожаром.

«... По долгу зимается мало, но крайнее убожество то с должников зымать с трудностью», - сетовали в 1766 году составители «Нижайшего доношения» волости Бобовичской села Яловка церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Они, написав, что « в великой состоят ответственности», доложили: « У нас надобно вновь построить церковь, а также иконостас...»

В Яловке и в наши дни можно услышать, особенно от людей преклонного возраста, предание о том, что в их округе  якобы стоял монастырь. Для исторического подтверждения такого рода сведений местным краеведом П.И.Осипенко вместе с учащимися в середине шестидесятых годов прошлого века была проведена большая поисковая работа. Материалы переписки по этому вопросу с архивами Киева, Москвы, Гомеля и Могилева в настоящее время хранятся в музее Яловской средней общеобразовательной школы. Так вот, не отыскалось никаких письменных свидетельств, подтверждающих сельское предание о существовании прежде в окрестностях монастыря, о чем указано в присланных ответах по поводу сделанных запросов. Зато установлено, что в описании Новгород-Северского наместничества в 1781 году Яловка была отмечена как «...село с одной церковью, с приезжим монастырским домом о трех покоях и 78 дворами». Можно предположить, что в этом селе монахи Киево-Печерской лавры имели так называемый постоялый двор, поскольку недалеко протекает река Ипуть, позволявшая для различных нужд использовать водный путь, соединявший  наши места, как и река Беседь, с Киевом. В те времена такой вид транспортного сообщения был наиболее удобным. К тому же владение в Яловке постоялым двором, при котором постоянно жили направляемые из лавры монахи, позволяло хранить здесь собираемую натуральную дань столько, сколько требовалось по обстоятельствам.

В книге «Список населенных мест Черниговской губернии», изданной в 1866 году в Санкт-Петербурге, говорится: «Еловка (Яловка) - село казенное (т. е. государственное. – Прим. авт.) при речке Вихолке, около 60 верст от Суража, 284 двора, 866 мужчин, 942 женщины, церковь, сельская расправа».

К сожалению, в настоящее время очень мало сведений о священниках и псаломщиках, служивших в храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка в XVIII-XIX веках. В Брянском государственном архиве сохранились «Метрические книги церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка 1891-1918 гг». из которых известно с 1891 по 1918 год в храме служил священник Василий Ромаскевич, а псаломщиками служили: Петр Крещановский 1891г., Кирилл Жуковский 1898г., Анисим Крещановский 1898г. В журнале «Вера и жизнь» за 1912 год сказано, что законоучителем в Яловке определен настоятель храма священник Василий Ромаскевич.  В описи изъятия церковного имущества указывается, что она составлена в присутствии священника Иоанна  Дорогунцева и церковного старосты Михаила Белозора. Имена других священников восстановлены с помощью местных жителей, которые также указали места их захоронения на сельском кладбище в Яловке.

Первый раз храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка был закрыт местными властями в 1930 году. Часть богослужебных книг и икон сгорела в костре, разожженном на церковном дворе. Из-за наступивших сумерек не уничтоженное в огне имущество храма снесли в один из ближайших сараев. Это обстоятельство позволило тайно унести кое-что  и спрятать в надежном месте, тем самым уберечь для будущих поколений верующих. Как вспоминают яловцы, были предприняты попытки разбить молотом колокола, но такие действия не имели успеха. И сегодня на одном из них, если забраться на звонницу, можно увидеть отколотый край. «Лит в Москве на заводе Андрея Дмитриевича Сажгина въ 1865 году», - гласит сделанная по ободу колокола надпись. Закрытым храм в Яловке простоял до 1942 года. С его открытем Богослужения стал проводить псаломщик Ефим Григорьевич Белоус по чину в отсутствие священника, который впоследствии был рукоположен в священный сан и назначен настоятелем.

На церковном дворе расположены три могилы. Первое захоронение было сразу же после освобождения села от немецко-фашистских войск. Во время короткого боя, произошедшего на подступах к Яловке, погиб сержант Алексей Тимофеевич Субботин (1925-1943). Вот как написал в газете «Красногорская жизнь» бывший учитель русского языка и литературы Яловской средней школы И.А. Красногорский, сославшись на воспоминания местного жителя А.П. Осипенко: «Окровавленного и всего в болотной грязи Субботина завернули в его раскатанную шинель и доставили на крыльцо деревянного дома, а на утро были похороны. Сначала с него сняли окровавленное и грязное обмундирование, так как оно не было пригодно для погребения. Потом обмыли тело убитого. После этого его одели в чистые, принесенные жителями одежды, завернули убитого в его шинель и в таком виде похоронили. Похоронили не на кладбище, а на видном месте - рядом с церковью...Долгое время в селе ничего не было известно о погибшем советском бойце. Но в Яловской средней школе работала организация следопытов. Руководил ею один из старейших педагогов - учитель истории Петр Иванович Осипенко. Ребята занялись розыском подробных сведений. Началась кропотливая переписка. И вот в село поступили первые данные:  «... Сержант стрелковой дивизии Субботин Александр Тимофеевич, 1925 года рождения, уроженец Кировской области, Самчурского района, деревни Высоково, призван в Советскую Армию Самчурским райвоенкоматом...»

В Яловке именем погибшего при освобождении села сержанта названа одна из улиц.

Осенью 1943 года, вскоре после захоронения А.Т. Субботина, на церковном дворе появилась еще одна могила - погибшего в боях местного значения на Гомельском направлении рядового М.И. Шевцова  (1922-1943), уроженца Яловки, призванного на фронт сразу же после освобождения родного села.

Третья могила на церковном дворе появилась уже в мирное время. Сержант М.И. Прищеп (1941-1963), служивший в белорусском городе Борисово, погиб при выполнении воинского долга.

По воспоминаниям дочери отца Исидора Евдокии Исидоровны Приходько 4 ноября 1963 года на праздник Казанской иконы Божьей Матери в Яловку из Брянска приехали представители уполномоченного Совета по делам религий по Брянской области и сообщили, что храм закрывается на капитальный ремонт на неопределенное время. Была даже составлена смета предстоящих расходов. Навесив на двери замки, они удалились восвояси. Но и при таких обстоятельствах отец Исидор не прекратил совершать Богослужения как на паперти, так и на дому. Верующие приходили на Богослужения в дом священника, иногда приглашали его к себе домой для совершения всенощных бдений накануне праздников и воскресных дней. Несмотря на гонения и притеснения со стороны властей люди тайно приходили к батюшке Исидору крестить детей.

Иерей Исидор отошел ко Господу 17 апреля 1976 года и похоронен на центральном кладбище села Яловка. Матушка Матрона похоронена рядом с мужем.

В последний раз храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка был открыт в 1979 году. С его открытием и возобновлением в нем Богослужений связана такая история. По воспоминаниям Натальи Даниловны Атрошенко, Анны Антоновны Клименок, Марии Гордеевны Кучиной и других прихожан летом 1978 года властями было принято решение использовать храм как складское помещение. В нем и разгрузили привезенные поздним вечером минеральные удобрения. Против такого поругания возстали верующие. Облетевшая село новость утром собрала возле храма яловцев и все, а народу было много, дружно взялись выносить на улицу удобрения. Вскоре уже и пол был вымыт. Но люди еще долго не расходились, пока не удостоверились, что подобные действия со стороны властей не повторятся.

Но одно дело – вынести удобрения, а другое – добиться официального открытия храма. Ведь государственная политика по отношению к Церкви оставалась в основных своих чертах неизменной, какой она сложилась после отставки Хрущева: жесткий контроль над всеми проявлениями церковной жизни и противодействие попыткам расширить область дозволенного для Церкви. Протоиерей Владислав Цыпин в своей книге «История Русской Православной Церкви. Синодальный период, новейший период» пишет, что «за пять лет с 1971 по 1976 гг. число приходов сократилось с 7274 до 7038, в среднем закрывалось по 50 приходов в год. В последующие пять лет среднее количество ежегодно закрываемых приходов уменьшилось до шести, и в 1981 г. Русская Православная Церковь насчитывала 7007 приходов». Закрытие приходов в брежневские времена было обычным делом, но открытие прихода было чудом!

Такое чудо стало возможным благодаря настойчивости яловцев и, особенно, двух женщин: Параскевы Ивановны Комиссар и Екатерины Моисеевны Кучиной. Они писали письма с просьбой об открытии храма в различные органы государственной власти и даже в МИД СССР. Но главное то, что они поехали в Москву и добились приема у председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедова. 5 марта 1979 года уполномоченным Совета по делам религий по Брянской области в Яловку на имя Комиссар П. И. было направлено письмо следующего содержания:

«Прошу прибыть к уполномоченному Совета 13 марта 1979 года по интересующему Вас вопросу. Уполномоченный Совета А.М. Макаров».

В апреле 1979 года состоялось собрание верующих села Яловка. Строки протокола собрания донесли до нас имена действующих лиц того времени. Теперь, спустя много лет, хочется особо выделить тех, кто стоял у истоков открытия храма.

Президиум собрания:
Был избран исполнительный орган прихода в составе:
Ревизионная комиссия прихода:

председатель: Клименок Антон Иванович

секретарь: Зимняков Иван Яковлевич

члены:
Атрошенко Анна Трофимовна
Роговская Елена Ивановна
Дикая Екатерина Семеновна

председатель Шпилько Федор Данилович

зам. председателя Комиссар Параскева Ивановна

казначей Шпилько Екатерина Тихоновна

председатель Шпилько Татьяна Ивановна

члены:
Атрошенко Наталья Даниловна
Мельникова Евдокия Петровна

Первое Богослужение во вновь открытом храме совершил игумен Борис (Демин). По воспоминаниям Натальи Даниловны Атрошенко первая служба была в Великий четверг при огромнейшем стечении народа. Ведь тогда сей храм был единственным действующим на весь район, население которого составляло около 27 тысяч человек.

Для поддержания порядка и во избежание каких бы то ни было провокационных действий в Яловке дежурил усиленный наряд сотрудников Красногорского РОВД.

После игумена Бориса (Демина) в 1979–1981 годах настоятелем храма в Яловке служил иерей Димитрий Захаров. В эти годы рядом с храмом была построена крещальня.

С 1981 года к службе в церкви Покрова Пресвятой Богородицы приступил протоиерей Валентин Рубанович. За время его служения настоятелем храм приобрел великолепный вид. Благодаря трудам и заботам священника была проделана большая работа по реставрации храма, водружены позолоченные кресты на куполах и совершена покраска его снаружи. Протоиерей Валентин прослужил в Яловке до 3 июля 2003 года.

В 2003–2004 годах Богослужения в храме совершал иерей Александр Буденный, приезжавший в Яловку из села Добродеевка Злынковского района.

С 2005 года по настоящее время обязанности настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка исполняет иеромонах Антоний. Иеромонах Антоний (в миру Александр Петрович Маклаков) родился 2 января 1972 года в г. Брянске. В 1995 году окончил Брянский институт транспортного машиностроения. В 1996 году был принят в число братии Богородице–Казанской Площанской мужской пустыни. Настоятелем монастыря архимандритом Сергием (Булатниковым) 6 июля 1997 года пострижен в монашество с именем Антоний, в честь преподобного Антония Дымского. 12 апреля 1998 года монах Антоний в Воскресенском храме г. Брянска архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком рукоположен в иеродиакона. 27 марта 1999 года в Площанской пустыни в храме в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов тем же архиереем рукоположен в иеромонаха.

Трудами и заботами иеромонаха Антония, при активной поддержке прихожан произведен капитальный ремонт храма. Отремонтирован и аккуратно покрашен иконостас. Стены храма внутри и снаружи отремонтированы и полностью покрашены. В настоящее время храм имеет надлежащий вид и является украшением села и его духовным центром.

Вот какое описание церкви Покрова Пресвятой Богородицы дано в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область»: «Сооружена из рубленых без остатка бревен и обшита тесом. Первоначальная основа здания относится к 1-й трети 18 в.; в 19 в. при перестройке, вероятно, появились портики крылец; в нач. 20в. (до 1908 г.) расширена и существенно изменила свой внешний облик. Характерный для деревянной архитектуры Брянщины ярусный храм типа восьмерик на четверике, лишь частично сохранивший прежнюю крестообразную объемнопланировочную  композицию.

Основу здания составляет высокий четверик с первоначально примыкающими пониженными прямоугольными рукавами-прирубами. Он увенчан широким световым восьмериком с граненой купольной кровлей и маленькой главкой на глухом восьмигранном  барабанчике. При расширении здания углы между рукавами креста застроили, а трапезную увеличили до ширины рукавов боковыми  пристройками, которые охватили нижний ярус колокольни с крыльцом – в результате образовалась современная прямоугольная форма плана. Два глухих четверика колокольни несут такой же формы звон со срезанными углами, завершенный яйцевидной кровлей с полицей и аналогичной храму главкой.

Типичны для нач. 20 в. обшивка с тонкими пилястрами на углах и в местах перерубов, карнизы большого света, граненые купольные кровли с полицами, щипцами в основании и главками-пирамидками, а также  большие прямоугольные или со скошенными верхними углами проемы с мелкими переплетами рам. Четырехколонные  портики крылец на западном и южном фасадах с парными, широко расставленными колонками и фронтонами украшают входы.

В просторном интерьере, разделенном перерубами на три нефа (в каждом по четыре прямоугольных ячейки), выделяется высотой центральная часть с плоскими парусами при переходе к восьмерику и восьмилотковым сводом. Винтовая лестница у северо-западного переруба ведет на небольшие хоры, устроенные с западной стороны четверика; лестница из узкого бокового помещения в обособленном нижнем ярусе колокольни ведет к звону.

Внутреннее убранство храма с простым иконостасом и иконами, нарядно украшенными расшитыми полотенцами, относится 19-20 вв».

 

Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ  на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте по электронной почте на  адрес: vlasov.trofim@yandex.ru

телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2011 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStar